Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

International Council of the Roerich Organizations by name of S.N. Roerich

Президенту РФ
В.В.Путину

 

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Полученный мною  стандартный ответ от чиновника Вашей администрации – А. Дозорова – не соответствует действительности по следующим основаниям.

МЦР никогда не обосновывал права на наследие своим правопреемством к СФР. Права МЦР на наследие основываются на том, что это право МЦР было передано самим С.Н. Рерихом, владельцем наследия. Именно поэтому МЦР является законным распорядителем и хранителем наследия, полученного от С.Н. Рериха. СФР не являлся собственником полученного в 1990 г. наследия на основании завещательного распоряжения С.Н. Рериха «Архив и наследство Рериха для Советского Фонда Рерихов в Москве». Поэтому МЦР никак не мог получить право собственности на наследие от СФР. Святослав Николаевич оставил за собой все права на переданное им в СФР наследие. Так в п. 5 завещательного распоряжения он написал: «Я имею исключительное право владения собственностью, упомянутой в Приложениях, в течение моей жизни, и я оставляю за собой право взять назад любой из предметов по моему выбору и в любое время у Советского Фонда Рерихов». Поэтому СФР не являлся собственником, а распоряжался полученным наследием на основании доверенности С.Н. Рериха. И только после смерти С.Н. Рериха все права на полученное наследие переходили бы СФР: «В то же время, – продолжает С.Н. Рерих, – все части имущества, перечисленные в Приложениях, останутся у Советского Фонда Рерихов и после моей жизни будут принадлежать исключительно Советскому Фонду Рерихов». Следовательно, СФР в ходе своего преобразования в МЦР, которое произошло на  Конференции СФР в сентябре 1991 г., никак не мог передать МЦР права на наследие, так как С.Н. Рерих был жив и оставался собственником находящегося в СФР наследия.

Как известно, СФР был создан постановлением Совета Министров СССР в ноябре 1989 г., поэтому никакой регистрации СФР в Министерстве юстиции проведено не было. Тогда в стране отсутствовал институт общественных организаций. Первый Закон «Об общественных организациях» был утвержден Верховным Советом СССР и подписан Президентом СССР М.С. Горбачевым 09.10.1990 г. В сентябре 1991 г. состоялась Конференция СФР, на которой было принято решение преобразовать Советский Фонд Рерихов в Международный Центр Рерихов и принять устав СФР в новой редакции

В 2009 г. ОАО «Издательская группа «Прогресс»», объявив себя учредителем СФР, подает в Арбитражный суд Москвы иск об истребовании у МЦР наследия Рерихов как из чужого незаконного владения. Основанием к иску, по мнению  истца, служит якобы тот факт, что МЦР незаконно отобрал у СФР наследие, в то время как СФР продолжал действовать до 2004 г.. В качестве доказательства истец представил выписку из ЕГРЮЛ, на основании которой следует, что СФР в Минюсте был зарегистрирован в 1995 г., а исключен из ЕГРЮЛ в 2004г.  На запрос адвоката МЦР в Управление федеральной налоговой службы представить документы на Советский Фонд Рерихов последовал следующий ответ, что «регистрационное дело юридического лица «Советский Фонд Рерихов» в регистрирующий (налоговый) орган не передавалось» и поэтому «предоставить документы в отношении Советского Фонда Рерихов не представляется возможным». Истец, естественно, не смог представить суду ни одного доказательства, подтверждающего его право на иск, и ему было отказано в удовлетворении его требований. Но периодически всплывает информация, что якобы после преобразования СФР в МЦР первый продолжал существовать. Данная фальсификация очевидна и не требует особых усилий в ее доказательстве: «…В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Минюста России и его территориальных органов сведений о Советском Фонде Рерихов не содержится. Решение о государственной регистрации названного фонда Минюстом России и его территориальными органами не принималось»

После регистрации МЦР в Минюсте С.Н. Рерих оформил доверенность уже на МЦР и заверил ее у нотариуса в Индии, дав ему право распоряжаться наследием. С.Н. Рерих считал МЦР единственной организацией, а Людмилу Васильевну Шапошникову, первого вице-президента МЦР, единственным руководителем, которые способны выполнить все его условия по сохранению и популяризации переданного им наследия. Именно об этом свидетельствует его письмо к рериховским организациям России и других независимых государств

Понимая, что Минкульт не оставит попыток изъятия у МЦР наследия, С.Н. Рерих 22.10.1992 г., незадолго до смерти, заверил у нотариуса свое второе распоряжение в отношении переданного наследия, которое лишает Минкульт всех надежд завладеть этим наследием: «Я, доктор Святослав Рерих, проживающий в поместье Татагуни, Канапура Роуд, Бангалор, Карнатака, Южная Индия, почетный президент Международного Центра Рерихов в Москве, передавший Советскому Фонду Рерихов в 1990 г. наследие моих родителей Н.К. и Е.И. Рерих, подтверждаю, что Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе, является правопреемником Советского Фонда Рерихов».

В 2015 г. первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов пытался заставить прокуратуру инициировать изъятие у МЦР наследия Рерихов, используя апелляционное определения Мосгорсуда, которое якобы установило, что в МЦР наследие Рерихов находится незаконно. В итоге МЦР был подвергнут пяти проверкам со стороны Хамовнической межрайонной прокуратуры на предмет законности владения культурными ценностями: в мае, августе, сентябре, октябре и ноябре-декабре. В итоге в декабре межрайонная Хамовническая прокуратура Москвы провела комплексную проверку всех фондохранилищ МЦР с привлечением специалистов Министерства культуры, но так и не выявила признаки незаконного нахождения в МЦР наследия Рерихов.

Теперь рассмотрим «серьезные опасения» руководства Минкульта о том, что МЦР не может сохранить полученное наследие и достойно распорядиться им на основе результатов проверки межрайонной Хамовнической прокуратуры. В состав рабочей группы по проверке изобразительного и вещевого фондов (изо) Музея МЦР вошли: заведующая мастерской реставрации масляной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И.Э. Грабаря Н.С. Кошкина, заместитель генерального директора Государственного музея Востока по научной работе Т.К. Мкртычев, хранитель первой категории отдела фондов дореволюционного искусства Государственной Третьяковской галереи Х.П. Луповская, заведующая мастерской реставрации графики, редкой книги и документов на бумаге ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря, реставратор высшей категории Ю.В. Савкова и эксперт по произведениям графики Научно-исследовательской независимой экспертизы имени П.М. Третьякова О.С. Глебова. Из заключения рабочей группы:

Выводы: Общий осмотр показал: серьезных нарушений не выявлено, условия хранения соответствуют принятым и утвержденным инструкциям по учету и хранению музейных ценностей».

Стоит добавить важную деталь: члены рабочей группы при посещении депозитария Музея отметили высокий уровень его технической оснащенности, который редко встретишь в государственных музеях. Но данный момент почему-то не вошел в заключение.

В состав рабочей группы по проверке Рукописного отдела Музея, в котором хранится архив Рерихов, переданный нам С.Н. Рерихом, вошли советник министра культуры К.Е. Рыбак, научный сотрудник первой категории отдела письменных источников Государственного исторического музея М.В. Катагощина и главный специалист научно-информационного центра РГАЛИ И.Р. Решетникова. Из заключения рабочей группы:

            «В целом констатируем, что:

            — условия хранения, температурно-влажный режим соответствуют нормам, документы хранятся в папках и коробках из бескислотного картона;

            — помещения хранилища находятся под сигнализацией, опечатываются, обеспечивается их охрана;

            — копии документов используются в постоянной экспозиции Международного Центра Рерихов и публикаторской деятельности. Для работы исследователей документы выдаются в читальный зал под наблюдением сотрудника, оформляются личные дела исследователей, осуществляется проверка дел до и после использования их в читальном зале;

            — описи фондов № 1 (архив Рерихов. – А.С.), 3–8, соответствуют критериям современного архивного дела, характеризуются высоким научным уровнем, отражают состав и содержание документов. <…>

            — следует обратиться в РГАЛИ для рассмотрения утвержденных описей и включения документов, содержащихся в описях Архивного фонда Российской Федерации (письмо Росархива от 13 марта 2014 г. № 6/487-Н)».

МЦР более 10 лет назад самостоятельно инициировал постановку архива Рерихов (фонд № 1) и всего остального архивного фонда, находящегося на хранении в МЦР, на учет в негосударственную часть Архивного фонда РФ. Велась длительная переписка на эту тему, пока не было определено, что архив Рерихов и остальные фонды возможно поставить на учет в РГАЛИ.

Далее в отчете группы было отмечено о неполном завершении научно-технической обработки фондов №№ 2, 9–12 и даны некоторые рекомендации. Как видим, и здесь не были обнаружены злостные нарушения, которые могли бы вызвать у руководства Минкультуры тревогу за сохранность наследия.

Из заключения проверки рабочей группой Мемориальной библиотеки Рерихов, которую проводили представители Библиотеки по естественным наукам Федерального агентства научных организаций и Российской государственной библиотеки имени В.И. Ленина:

«Издания Мемориального фонда библиотеки Музея находится в хорошем состоянии, учтены в Инвентарной книге, имеются в наличии. Сохранность фонда обеспечивается автоматизированной системой контроля температуры и влажности, противопожарной защиты и усиленной охраной».

Итак, ни в одном из заключений рабочих групп, проводивших проверку содержания, хранения и охраны культурного наследия, находящегося в МЦР (постоянная экспозиция, депозитарий, фондохранилища Отдела рукописей и Мемориальной библиотеки), не сделан вывод об «опасении за сохранность». Наоборот, членами рабочей группы была отмечена высокая степень сохранности наследия, которую не в каждом государственном музее можно встретить: «В целом рабочая группа констатирует, что в Международном Центре Рерихов имеется современное хранительское оборудование, организация на высоком уровне систем физической и технической охраны».

Только мнения членов рабочей группы по проверке отдела учета разошлись в своих заключениях. Два члена группы: независимый эксперт по музейному делу, член Международного совета музеев (ИКОМ) Г.В. Дарузе и заведующий отделением музееведения Московского государственного института культуры, доцент И.Б. Хмельницкая, представили свои отдельные заключения, так как не согласились с выводами остальных членов группы: советника министра культуры К.Е. Рыбака, советника отдела музейного фонда Департамента культурного наследия министерства культуры Д.Ю. Марковой, первого заместителя директора Центрального музея Великой Отечественной войны Т.Е. Беляковой и главного редактора журнала «Roerich.Info» В.Е. Чернявского. Дело в том, что группа экспертов советника министра К.Е. Рыбака считает грубейшим нарушением то, что МЦР осуществил неполную постановку на учет в Музейный фонд РФ наследия, находящегося в МЦР, и не поставил его на баланс бухгалтерии.

Независимый эксперт И.Б. Хмельницкая считает, что в отличие от государственных музеев «…включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации есть право, но не обязанность собственника. Предъявление требований к собственнику, в том числе и от государства, законом не предусмотрено. <…> Требование Министерства культуры Российской Федерации о включении рассматриваемых культурных ценностей в состав Музейного Фонда Российской Федерации не имеет правовых оснований. Сведения по непринятию мер Международным Центром Рерихов по включению музейных предметов в негосударственную часть Музейного Фонда Российской Федерации не могут рассматриваться как факт, нуждающийся в прокурорском надзоре».

Но команда советника министра культуры К.Е. Рыбака, как было сказано выше, имеет на этот счет другое мнение, которое в заключении рабочей группы по проверке учета было отражено как грубейшее нарушение. В итоге Хамовническая прокуратура вынесла Представление, в которое включила недостатки, выявленные только группой советника министра К.Е. Рыбака в ходе проверки отдела учета.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, по-видимому, Вам, Президенту РФ, СООБЩАЮТ НЕДОСТОВЕРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ,  что может привести к непоправимым последствиям для интересов нашей России.

Прошу Вас лично разобраться в этом вопросе и защитить Общественный Музей им. Н.К. Рериха в Москве, который находится по адресу М. Знаменский переулок, д. 3/5.

Гильманшина Евгения Александровна