Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха

International Council of the Roerich Organizations by name of S.N. Roerich

Земной маршрут космической эволюции. Л.В. Шапошникова

…Энергетические процессы подвели в XX веке Планету и человечество к новому эволюционному витку и обусловили неизбежность тех изменений, которые связаны с этим витком.

За легендами о Шамбале, Великих Мудрецах, Чудесном Камне стоит энергетическая реальность нашей Планеты. Легенда о Заповедной Стране связана с особым местом на Земле, где формируется общая энергетика, необходимая для эволюционного продвижения земного человечества. За преданиями о Великих Мудрецах стоят духовные Учителя, познавшие действия Великих Законов Космоса и владеющие искусством разумно пользоваться силами природы. Поэтические преувеличения сказаний о Чудесном Камне скрывают особый метеорит, используя который можно формировать энергетические поля будущих культур. Метеорит несет в себе богатейшую информацию о различных энергетических взаимодействиях. Иногда даже трудно себе представить, что осколок  легендарного Чинтамани индийцев, Норбу Ринпоче тибетцев, Грааль европейских преданий хранился в ларце, неоднократно изображенном на картинах Рериха.

В работе Елены Ивановны Рерих (под псевдонимом Ж.Сент-Илер), названной «Криптограммы Востока», была опубликована «Легенда о Камне»:

Иду пустыней. Несу чашу, щитом покрытую.
Сокровище в ней – дар Ориона.
Пламя Носящий, помни Лоб Нор и раскинь шатры.
Куку-Нор – конь спешит [1].

Так начиналась эта легенда, невольно вызывая в нашем воображении Караван, мерно ступающий по раскаленному песку древней пустыни. Центрально-Азиатская экспедиция, в Караване которой находился «Дар Ориона», охватив своим маршрутом Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, заложила магниты энергетического поля будущих культур нового эволюционного витка. В этом и состояло основное эволюционное действие экспедиции.

В очерке «Шамбала Сияющая» Рерих сумел в поэтической форме изложить концепцию Космической эволюции человечества и обозначил важнейшие для нашего времени и нашей Планеты вехи этой эволюции. Свободно сочетая легенды с реальными фактами, Рерих раскрыл тему удивительно корректно. Он сумел избежать прямолинейных утверждений и однозначной информации. Такая информация, по-своему воспринятая читателями различного уровня сознания и культуры, могла привести к искажениям, неправильным толкованиям, а подчас  и просто к опошлению высоких понятий.

Все то, о чем писал Рерих, говорил или рисовал, так или иначе касалось проблем эволюции в ее энергетическом аспекте. Главные направления его научных и художественных интересов лежали именно в этой области. Заповедная Страна как бы освещает путь эволюционного поиска, которым занят Николай Константинович. Закладывая магниты будущих центров культур и цивилизаций, Рерих действовал научно и целеустремленно. «…В Тибете, – писал он, – живут два сознания: одно – просвещенное, эволюционирующее; другое – темное, суеверное, враждебное свету»[2]. В своем поиске он опирался на все «эволюционирующее», на то, что несет в себе будущее, и не отвергал того прошлого, на котором основывалось это будущее. Концепция единства прошлого, настоящего и будущего в процессе культурной преемственности и духовной эволюции человека являлась для него тем оценочным фактором, без которого поиск подобного рода был бы просто невозможен. Уникальный эволюционный поиск сформировал и окончательно завершил те исторические взгляды Николая Константиновича, которые были связаны с мировоззрением Живой Этики. Человечество, отмечал он в одной из своих работ, движется вспышками энергии. Следы этих вспышек он пытался нащупать в том разнообразном и огромном культурном материале, с которым столкнулся на экспедиционном маршруте. Рерих хорошо понимал, что исторические циклы подъемов и спадов, расцвета и упадка имеют энергетическую основу и связаны с действиями Великих Космических Законов, что они скорее естественны в своей основе, нежели социальны. Социальный элемент имел для него вторичное, как бы формообразующее следствие естественной стихии.

Его привлекали переселения народов, их движение на протяжении тысячелетий истории человечества. Здесь он мог провести энергетические исследования, понять закономерности и неизбежность этих подчас всеохватывающих движений. «Проблема великих миграций, – читаем мы в очерке «Подземные жители», – самая привлекательная в истории человечества. Какой дух двигал целыми народами и бесчисленными племенами? Какие катаклизмы гнали орды из родимых степей? Какое новое счастье и преимущества угадывали они в голубой дымке необъятной пустыни?»[3] Именно этот необъяснимый динамизм  и создавал те «вспышки энергии», или «взрывы духовных накоплений», которые потом, преодолев инертность земной материи, расчищали пространство для нового исторического развития, для Нового Мира, в глубинах которого оставались жить прекрасные легенды о затерянных племенах, подземных обитателях и затонувших городах. Именно эти передвижения, в ходе которых накапливалась эволюционная энергия, были предвестниками новых циклов в истории человечества.

Его собственные симпатии были больше на стороне динамичных миров кочевников, нежели статичных и малоподвижных земледельческих цивилизаций. Движение кочевых народов, динамичность тех, кто отправляется в неведомые пространства, несли в себе больше «эволюционности» и больше соответствовали основным направлениям Космической эволюции человечества, чем оседлые, малоподвижные сообщества. Первые, участвуя в широкомасштабном энергетическом обмене, неизбежно создавали и возможности культурного обмена в самых различных формах и аспектах. Время и пространство человеческой истории для Рериха были наполнены сложнейшими процессами духовно-культурного взаимодействия, которое вело к синтезу, определенному самой Космической эволюцией. Он радовался и гордился, когда ему удавалось найти следы движения культуры тех, кто преодолевал огромные пространства степей, пустынь и гор. На тибетском плоскогорье Рерих обнаружил мегалитические памятники. Такие же он видел во Франции на берегу Атлантического океана. Он пристально изучал костюмы Тибета и открывал в них сходство со славянскими; встречал там же южноевропейский тип лица и делал свои выводы. Он представлял себе ярко и реально, как двигались эти люди и что они преодолевали.

Караван экспедиции прошел этими же путями и дал возможность его участникам ощутить во всем богатстве и разнообразии пространство Планеты в ее древнейшей части. Эти ощущения навели Николая Константиновича на размышления о Востоке и Западе. Действительно, сложилось так, что невидимая культурно-историческая граница разделяла Планету на две части – Восток  и Запад, каждая из которых несла свою уникальную эволюционную нагрузку, время от времени показывая, что культурный синтез и взаимодействие ведут к расцвету, отсутствие таковых приводит к упадку. И Восток, и Запад как бы представляли собой два мозговых полушария Планеты – правое, несущее в себе образность мышления, левое – генератор абстрактных представлений. Человеческий мозг, действующий естественным образом, работает полноценно, если включены оба полушария, дополняющие друг друга. Если нарушается эта дополнительность в пользу какого-либо из них или, хуже того, происходит разъединение, изоляция, то работа мозга перестает быть полноценной, способной к истинному творчеству. Духовно-культурное взаимодействие Востока и Запада основано на том же энергетическом принципе, что и полушария человеческого мозга. И поэтому сама проблема Восток – Запад, задача ее синтеза, несомненно, является эволюционной по своему характеру. Когда Рерих писал очерки, затрагивающие эту проблему, на Земле было очень немного людей, которые понимали бы значение необходимости взаимодействия Востока и Запада. Большинству были более близки известные слова Р. Киплинга:

Запад есть Запад,
Восток есть Восток,
И вместе им не сойтись.

Однако история человечества знала немало периодов, когда они сходились, меняли энергетику Планеты и несли, казалось бы, неожиданный расцвет и западным цивилизациям, и восточным. Это было видно на примере кочевого мира Евразии, который, презрев все видимые и невидимые границы, заполнил собой и Восток, и Запад, создав уникальный энергетический котел, в котором закипела культура и того и другого пространства, вынося затем на поверхность дополняющие друг друга драгоценные кристаллы синтеза.

«Границы духовной жизни расширяются, – писал Рерих в очерке «Радость творчества». – И физические границы становятся гибкими и вибрирующими. Идея Востока и Запада – идея близнецов, которые никогда не встретятся, – для нашего ума уже закостеневшая идея»[4]. И еще: «Запад может легко понять основные принципиальные идеи Востока и хранить вечную мудрость, которая исходит из той части мира, откуда фактически произошли все религии и все вероучения. А Великий Восток следует открытиям Запада и ценит достижения этих творческих умов»[5].

Еще до того, как великий физик Нильс Бор, создавая теорию атомной физики, сформулировал принцип дополнительности различных культур, Рерих высказал мысль, что Восток и Запад можно сравнить с духом и материей, которые есть сочетание высокого энергетического качества.

«Я повторяю, – напоминал он, – что Восток может быть близким другом, самым искусным сотрудником, но этот миллиард людей так же легко может стать врагом из-за непонимания. Разве не прекрасная задача для нашего поколения – решить проблему непонимания, если мы чувствуем всеединство Великой Энергии? Импульс улучшения, духовного подъема, творчества является одним и тем же для всего человечества»[6].

Он исследовал многие культурные явления именно с точки зрения взаимодействия культур Востока и Запада. Мы находим эти исследования в очерках «Звезда Матери Мира», «Подземные жители», «Сын  царя» и других. И, как бы  заключая  важную  для  него  тему,  он  пишет  в очерке «Радость творчества»:

«И наш оптимизм не является продуктом далеких мечтаний, но результатом изучения дюжины стран и широких подходов к различным народам с совершенно разной психологией. И в конце концов, несмотря на все различия, они едины. И язык сердца, язык любви один и тот же. Если знак злобы – минус, острый, как пронзающая стрела, то язык любви – плюс, вечный пылающий крест, который с незапамятных времен проливал свет на сознание и содействовал подъему жизни»[7]. Эта мысль поднимается до высокого обобщения, касаясь вершин нашего эволюционного процесса, проникая в глубины внутреннего совершенствования человека. Она задевает важную проблему соотношения дифференциации и синтеза в нашем плотном мире, особенно в части таких эволюционных явлений, как интеллект и сердце, синтез которых должен привести к тому, что сердце станет умным, а интеллект сердечным. Главная устремленность эволюции материи к синтезу нашла в работах Николая Константиновича блестящее философское и художественное выражение, что часто свойственно ему как автору, который не столько говорит о синтезе, сколько работает этим методом.

Понятие Красоты, которого касается Николай Константинович почти во всех своих произведениях и, конечно, в приведенных очерках, представляет собой многогранное энергетическое явление космического характера. Если основная масса человечества в течение своей истории интуитивно притягивалась к Красоте и стихийно ценила ее, то лучшие умы человечества пытались осознать ее философскую основу. «Красота, – писал один из крупнейших русских философов Владимир Соловьев, – преображение материи через воплощение в ней другого сверхматериального начала»[8]. «Красота спасет мир»[9] – говорил Достоевский. «Осознание Красоты спасет мир»[10], – сделал существенное дополнение Рерих. Несмотря на осмысление сущности и роли Красоты во многих аспектах, она еще до сих пор остается самым манящим, самым таинственным и в то же время самым осязаемым космическим явлением. Последователь идей Живой Этики латышский поэт Рихард Рудзитис писал: «Заглянув глубже в ход эволюции человечества, мы откроем, что именно Красота рядом с религиозным чувством строила культуру духа человеческого, сообщала человеку самые светлые и высокие импульсы, окрыляла его, зажигала в нем стремление претворить обычность жизни в более идеальной перспективе»[11]. Следуя концепции своих Учителей, Рерих относил Красоту к важнейшим эволюционным процессам, справедливо считая ее одним из мощных энергетических рычагов движения самой эволюции человечества. Именно Красота в ее высоком философском и эволюционном смысле являлась основой человеческого духа. Именно она, активно участвующая в энергетическом обмене и создающая условия для аккумуляции энергий лучших качеств и высочайших колебаний, строит ступени для эволюционного восхождения человека. Будучи основным энергетическим средством преобразования хаоса в Космос, беспорядка в порядок, она является в силу этого обстоятельства и своеобразным  индикатором, определяющим пространство Космоса, пронизывая собой это пространство и неся в себе Космический Свет в отличие от тьмы хаоса. Великие законы Космоса действуют по велениям Красоты, по ее энергетическим ритмам. Без Красоты не может состояться ни эволюция человечества в целом, ни продвижение отдельного человека. Без нее нет человека как такового, нет света на пути его. Образы Красоты, согласно Учению Живой Этики, живут и пульсируют в пространстве и воздействуют на психическую энергию индивидуума. Искусство, несущее истинную Красоту, играет важную роль в эволюционном процессе, меняя человека к лучшему, возвышая его мысли, развивая его дух. К сожалению, современным человечеством это до сих пор не осознано. Не осознано им и еще одно существенное обстоятельство – Красота есть единая и связующая категория для миров различных измерений, через которые мы проходим на своем эволюционном пути. Мы как бы создаем здесь, в плотном мире, для себя те условия, в которых мы будем существовать какое-то время в Мире Тонком, мире иного состояния материи и иного измерения. Если мы в земном существовании учимся Красоте, ощущаем ее, служим ей, то и в Тонком Мире мы не теряем связи с Красотой и создаем себе окружение прекрасного. Безобразие же, потеря эстетического идеала, которая наблюдается особенно в наши дни под влиянием чуждой нам массовой культуры Запада, создает окружение зла и тьмы и задерживает наше продвижение по спирали эволюции на значительный период. Энергетическое влияние миров различных измерений параллельно с нашим незнанием закономерностей их энергетического обмена может привести к опасным, а может быть, и непоправимым последствиям – исчезновению границы между красивым и безобразным, между Космосом и хаосом, между Светом и тьмой, между Добром и злом. Когда такое происходит, мы должны говорить уже не об эволюции, а об инволюции, то есть нисхождении по спирали культурно-духовного развития. Вот поэтому Николай Константинович, сам создатель полотен Красоты, неустанно призывал нас к познанию Красоты, к ее осознанию. «Осознание Красоты спасет мир», а если мир, то и нас с вами.

Опубликовано:

Меч Мужества: К 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха / Автор и сост. Л.В.Шапошникова. – М., МЦР, Мастер-Банк, 2008. (печатается в сокращении).

Ссылки:

  1. Сент-Илер Ж. Криптограммы Востока. М.: МЦР, 1993. С.68.
  2. Рерих Н.К. Буддизм в Тибете // Меч Мужества. С. 274.
  3. Рерих Н.К. Подземные жители // Меч Мужества. С. 309.
  4. Рерих Н.К. Радость творчества // Меч Мужества. С. 343.
  5. Там же. С. 343.
  6. Там же. С. 343–344.
  7. Рерих Н.К. Радость творчества // Меч Мужества. С. 344.
  8. Соловьев В. Собрание сочинений. СПб: Общественная польза, 1901–1907. Т. 6. С. 37.
  9. См.: Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Собр. соч. В 10 т. Т.6. М.: Художественная литература, 1957. С. 432–433.
  10. Рерих Н.К. Terror Antiquus // Рерих Н.К. Химават. Самара, 1995. С. 207.
  11. Рудзитис Р. Сознание Красоты спасет. Таллин, 1990. С. 8.